В статье рассматривается совокупность эстетических ценностей реального мира, которые являются основой и содержанием эстетосферы современного общества.
Ключевые слова: духовная культура; материальная культура; эстетические ценности; искусство; эстетическое чувство.
В рамках системного подхода к изучению эстетосферы культуры современного общества, которая «включает в себя ноосферу, но не сводится к ней» [3, 256], противоречие физической (материальной) и духовной сторон жизни человека снимается в конкретной точке диалектической спирали. Духовное оказывается средством сохранения материального и средством физического выживания человеческого общества. Однако это именно та духовная культура, обращенная на духовно-нравственное развитие человека, в котором он преодолевает эгоизм и возвышается до коллективизма. Его можно определить, как «осознание и восчувствование себя частью целого, порождающее поведение, способствующее сохранению этого целого» [2]. Базовой общечеловеческой социокультурной ценностью является именно это духовное средство сохранения целого.
Определение духовной культуры общества выводится отсюда и определяется как носитель этих ценностей: «сотворенная человеком духовная среда обитания, способствующая возвышению человека» [2]. Подъем по «духовной вертикали» (Л.С. Выготский) и есть возвышение человека. Выделены следующие уровни «духовной вертикали»: биологический, коммуникативный, экзистенциональный, рефлексивный, духовный, духовное зрение.
Наравне с системным подходом к изучению социокультурных ценностей существует и другой аспект исследования: анализ эволюции эстетической сферы и выявление общечеловеческих ценностей, исходя из этого анализа. М.С. Каган утверждает, что «можно представить строение аксиологического аспекта эстетосферы в виде двухмерного спектра в общей „топографии“ мира ценностей» [1, 344].
По мнению М.С. Кагана, многочисленные данные свидетельствуют о том, что эволюции эстетического сознания общества свойственно постепенное обогащение и усложнение конфигураций эстетической установки человека в мире. Эстетическое мировосприятие первоначально имело, по всей видимости, сравнительно элементарное морфологическое строение. Как и все другие направления ценностной ориентации, основой эстетического освоения действительности являлась антитеза представлений о ценности и антиценности, то есть добро противопоставлялось злу, хорошее-плохому, прекрасное имело своей ценностной антитезой безобразное, и так далее.
Всякая ценность, проявляя положительное значение объекта для субъекта, тем самым определяет существование своей противоположности: неких явлений, обладающих в данном отношении отрицательным значением, — близко тому, как польза противопоставляется вреду, истина — заблуждению, и так далее, поэтому подобная парность соотносительных и полярных категорий вполне естественна.
Наряду с этим в истории культуры стало наблюдаться разграничение двух разновидностей эстетической ценности: один из которых можно назвать «предметными ценностями», а другой — «конфликтными ценностями». «Предметные ценности» свойственны тем или иным явлениям природы, облику человека, созданным им вещам, произведениям искусства, круг «предметных» эстетических ценностей охватывает прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное и тому подобное. «Конфликтные ценности» рождаются в процессах противоборства данных реальных предметов с противостоящими им идеальными силами; ценностями «конфликтного» типа являются трагическое и комическое.
Не сразу произошло обособление этих конкретных форм эстетического отношения — порядок эстетических ценностей исторически развивался, поступательно укрупняясь, измельчаясь, богатея новыми вариациями исходных ценностей. Так, культура разыскивала методы точного эмоционального восприятия, художественного олицетворения и понятийного обозначения увеличивавшегося разнообразия конкретных форм эстетического постижения реальности и продолжает это делать по сей день.
Позволяя нам улавливать в реальном мире многообразнейшие оттенки эстетических ценностных качеств, на современном уровне культуры палитра эстетических оценок стала необыкновенно богатой. К этому привела дальнейшая дифференциация эстетического сознания. Все термины, которыми человечество научилось обозначать эти оттенки, хотя
бы просто перечислить кажется сегодня невыполнимой задачей. Чтобы точно сформулировать ощущение от понравившегося нам растения, животного или человека, мы вправе оперировать широчайшим рядом эстетических понятий: красивое, изящное, прелестное, очаровательное, грациозное, миловидное и так далее. В то же время есть причины полагать, что за разнообразием эстетических ценностей кроется их глубинная системная взаимосвязь, которая обусловлена нуждой культуры в абсолютном охвате эстетическим сознанием человека всего спектра ценностных проявлений окружающего его мира и в этом мире его самого. В многочисленности эстетических ценностей принято различать три их группы: основные ценности, дополнительные и синтетические.
Таким образом, эстетосферу можно представить, как совокупность ценностных свойств реального мира и его художественного удвоения в творениях искусства — это и возвышенное, и трагическое, и комическое, и разнообразные их модификации, сплетения и взаимопереходы. При этом все понятия эти далеко не синонимичны — каждое из них обладает особенным эстетическим смыслом. Выходя за рамки бытовых суждений и обращаясь к искусству слова, мы увидим, что доступными образными средствами оно может выражать практически бесконечное пространство раскрывающихся нашему эстетическому чувству конкретных вариаций прекрасного и иных эстетических ценностей и «антиценностей». И в филогенетическом, и в онтогенетическом масштабах такая степень эстетической чувствительности есть следствие ее продолжительного развития, ее целеустремленного воспитания и самовоспитания.
Примечания:
1. Каган М.С. Эстетика как философская наука. — СПб. : Петрополис, 1997. — 544 с.
2.Румянцева Н.Л. Духовно-нравственное развитие человека и
общечеловеческие социокультурные ценности // Образование
и общество. — 2010. — № 5. [Электронный ресурс] http://jeducation.ru/
3.Синергетическая философия истории /под ред. В.П. Бранского и С.Д. Пожарского. — Рязань, 2009. — 314 с.
В рамках системного подхода к изучению эстетосферы культуры современного общества, которая «включает в себя ноосферу, но не сводится к ней» [3, 256], противоречие физической (материальной) и духовной сторон жизни человека снимается в конкретной точке диалектической спирали. Духовное оказывается средством сохранения материального и средством физического выживания человеческого общества. Однако это именно та духовная культура, обращенная на духовно-нравственное развитие человека, в котором он преодолевает эгоизм и возвышается до коллективизма. Его можно определить, как «осознание и восчувствование себя частью целого, порождающее поведение, способствующее сохранению этого целого» [2]. Базовой общечеловеческой социокультурной ценностью является именно это духовное средство сохранения целого.
Определение духовной культуры общества выводится отсюда и определяется как носитель этих ценностей: «сотворенная человеком духовная среда обитания, способствующая возвышению человека» [2]. Подъем по «духовной вертикали» (Л.С. Выготский) и есть возвышение человека. Выделены следующие уровни «духовной вертикали»: биологический, коммуникативный, экзистенциональный, рефлексивный, духовный, духовное зрение.
Наравне с системным подходом к изучению социокультурных ценностей существует и другой аспект исследования: анализ эволюции эстетической сферы и выявление общечеловеческих ценностей, исходя из этого анализа. М.С. Каган утверждает, что «можно представить строение аксиологического аспекта эстетосферы в виде двухмерного спектра в общей „топографии“ мира ценностей» [1, 344].
По мнению М.С. Кагана, многочисленные данные свидетельствуют о том, что эволюции эстетического сознания общества свойственно постепенное обогащение и усложнение конфигураций эстетической установки человека в мире. Эстетическое мировосприятие первоначально имело, по всей видимости, сравнительно элементарное морфологическое строение. Как и все другие направления ценностной ориентации, основой эстетического освоения действительности являлась антитеза представлений о ценности и антиценности, то есть добро противопоставлялось злу, хорошее-плохому, прекрасное имело своей ценностной антитезой безобразное, и так далее.
Всякая ценность, проявляя положительное значение объекта для субъекта, тем самым определяет существование своей противоположности: неких явлений, обладающих в данном отношении отрицательным значением, — близко тому, как польза противопоставляется вреду, истина — заблуждению, и так далее, поэтому подобная парность соотносительных и полярных категорий вполне естественна.
Наряду с этим в истории культуры стало наблюдаться разграничение двух разновидностей эстетической ценности: один из которых можно назвать «предметными ценностями», а другой — «конфликтными ценностями». «Предметные ценности» свойственны тем или иным явлениям природы, облику человека, созданным им вещам, произведениям искусства, круг «предметных» эстетических ценностей охватывает прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное и тому подобное. «Конфликтные ценности» рождаются в процессах противоборства данных реальных предметов с противостоящими им идеальными силами; ценностями «конфликтного» типа являются трагическое и комическое.
Не сразу произошло обособление этих конкретных форм эстетического отношения — порядок эстетических ценностей исторически развивался, поступательно укрупняясь, измельчаясь, богатея новыми вариациями исходных ценностей. Так, культура разыскивала методы точного эмоционального восприятия, художественного олицетворения и понятийного обозначения увеличивавшегося разнообразия конкретных форм эстетического постижения реальности и продолжает это делать по сей день.
Позволяя нам улавливать в реальном мире многообразнейшие оттенки эстетических ценностных качеств, на современном уровне культуры палитра эстетических оценок стала необыкновенно богатой. К этому привела дальнейшая дифференциация эстетического сознания. Все термины, которыми человечество научилось обозначать эти оттенки, хотя
бы просто перечислить кажется сегодня невыполнимой задачей. Чтобы точно сформулировать ощущение от понравившегося нам растения, животного или человека, мы вправе оперировать широчайшим рядом эстетических понятий: красивое, изящное, прелестное, очаровательное, грациозное, миловидное и так далее. В то же время есть причины полагать, что за разнообразием эстетических ценностей кроется их глубинная системная взаимосвязь, которая обусловлена нуждой культуры в абсолютном охвате эстетическим сознанием человека всего спектра ценностных проявлений окружающего его мира и в этом мире его самого. В многочисленности эстетических ценностей принято различать три их группы: основные ценности, дополнительные и синтетические.
Таким образом, эстетосферу можно представить, как совокупность ценностных свойств реального мира и его художественного удвоения в творениях искусства — это и возвышенное, и трагическое, и комическое, и разнообразные их модификации, сплетения и взаимопереходы. При этом все понятия эти далеко не синонимичны — каждое из них обладает особенным эстетическим смыслом. Выходя за рамки бытовых суждений и обращаясь к искусству слова, мы увидим, что доступными образными средствами оно может выражать практически бесконечное пространство раскрывающихся нашему эстетическому чувству конкретных вариаций прекрасного и иных эстетических ценностей и «антиценностей». И в филогенетическом, и в онтогенетическом масштабах такая степень эстетической чувствительности есть следствие ее продолжительного развития, ее целеустремленного воспитания и самовоспитания.
Примечания:
1. Каган М.С. Эстетика как философская наука. — СПб. : Петрополис, 1997. — 544 с.
2.Румянцева Н.Л. Духовно-нравственное развитие человека и
общечеловеческие социокультурные ценности // Образование
и общество. — 2010. — № 5. [Электронный ресурс] http://jeducation.ru/
3.Синергетическая философия истории /под ред. В.П. Бранского и С.Д. Пожарского. — Рязань, 2009. — 314 с.
ВОЕВОДИНА Мария Ивановна,
ст. преподаватель,
кафедра Философии
и культурологии,
Ставропольский
государственный
педагогический институт,
Ставрополь
venividivici8@ya.ru
авторизуйтесь