В статье раскрывается понимание культуры и социально-культурных процессов в рамках синергетической парадигмы. Культура представляется в качестве диссипативной структуры, которая
развивается за счет борьбы порядка и хаоса. В результате этой борьбы образуются формы культурной динамики, обычно принимающиеся за исторические циклы.
Ключевые слова: открытая система; социум; самоорганизация,
бифуркация.
Во второй половине ХХ столетия в методологии научного исследования сформировалась новая — синергетическая — парадигма, в которой сегодня сосуществует и активно развивается ряд концептуальных направлений. Важнейшей составляющей новой парадигмы стал принцип глобального эволюционизма, то есть признание невозможности существования всех рождаемых во Вселенной структур вне развития, вне общей эволюции.
Другой составляющей эволюционно-синергетической парадигмы является представление об универсальности алгоритма развития как проявления самоорганизации в самых разнообразных природных и социальных системах, то есть синергетический подход.
Герман Хакен, один из крестных отцов синергетики и автор самого термина «синергетика» [3], определил ее как науку, которая занимается изучением систем, состоящих из большого числа частей, компонентов или подсистем, сложным образом взаимодействующих между собой. Синергетика как наука о самоорганизующихся системах создавалась усилиями естествознания. Но постепенно идеи синергетики становятся одной из методологических основ общественных и гуманитарных наук. Синергетический подход в этих областях начинается с использования ключевых понятий синергетики для описания сложных социально-гуманитарных явлений.
Представление об общих закономерностях эволюции сложных систем, к которым относятся и сложные системы, обусловливает перспективность синергетических идей для обществоведения и гуманитарного знания. Перечень примеров использования представлений синергетики для создания новых гуманитарных, обществоведческих концепций быстро пополняется, поскольку в экономике, политике, истории имеют дело со сложными, необратимо эволюционирующими системами. Самоорганизующиеся физические системы выполняют в синергетике роль прототипа при исследовании социокультурных систем.
Так, например, развитая концепция синергетического историзма В.П. Бранского
и С.Д. Пожарского представляет собой общую теорию взаимоотношения социального порядка и социального хаоса.
Рассматривая хаос и порядок как закономерные, многократно повторяющиеся этапы, ученые обращают внимание на взаимоотношения между ними, пытаясь ответить на вопрос: каким образом стирается само различие между этими аспектами реальности и осуществляется их синтез? Среди форм этого синтеза учеными называется понятие «диссипативной структуры», которая имеет два важных условия. Во-первых, ее «порядок»
существует лишь за счет «хаоса», вносимого в среду, и, во-вторых, благодаря своему «порядку», она приобретает способность адекватно реагировать на хаотические воздействия среды и этим сохранять свою устойчивость [2]. Анализ процессов социального развития, в частности образования и последующего катастрофического распада империй, позволил ученым показать, что социальная самоорганизация осуществляется как чередование двух исключающих друг друга процессов — иерархизации (последовательное объединение элементарных структур в структуры более высокого порядка) и деиерархизации (последовательный распад сложных структур на более простые). Процессы могут протекать в разных направлениях, но задаются они природой той системы, которая претерпевает эволюцию, и характером внешней
среды, то есть бифуркацией — разветвлением старого качества на конечное множество вполне определенных потенциально новых качеств. Этим вероятностным или «стохастическим» детерминизмом не ограничивается картина социальной самоорганизации, ибо для конкретной системы, взаимодействующей с конкретной
средой, существует свой аттрактор — предельное состояние, из которого система не сможет вернуться ни в одно из прежних состояний.
Но при достижении области предельных значений состояние нашей системы становится
неустойчивым и возникает целый спектр возможных дальнейших состояний.
Непредсказуемая реализация одного из них происходит случайным образом, под воздействием случайных внешних факторов. Эта точка в эволюции системы называется точкой бифуркации (в простейшем случае) или полифуркации — для подавляющего большинства ситуаций.
Подобная синергетическая трактовка культурной динамики объясняет многие явления
в их поведении — упомянутую технологическую воронку, волны Кондратьева и Маслова. Первая представляет собой очевидную эволюцию технологии в конусе аттрактора, а волны характерны для эволюции диссипативных систем, когда фазы роста упорядоченности чередуются с фазами усиления хаоса. При этом верхние
и нижние точки перегиба соответствуют точкам полифуркации.
В культурном смысле точке полифуркации соответствуют разного типа революциям, сломам предыдущей социокультурной модели. Далее наступает период «стабильного» плавного развития, когда происходит образование новой культурной памяти и ее закрепление [1]. Так реализуется последовательность, состоящая из чередования периодов спокойного, равномерного развития и революционных взрывов. Итак,
развитие социума представляет собой дискретный общественный процесс, для которого характерно чередование эволюционной и бифуркационной стадий.
Это те формы культурной динамики, которые обычно принимают за исторические циклы. И именно эти точки (в историческом смысле) больше всего интересуют сейчас ученых. Очевидно, что общая динамика культуры в целом тоже стремится к некоторому состоянию, которое можно условно определить как «суператтрактор».
Итак, эволюция культуры как системы протекает во взаимодействии хаоса и порядка. В культуре это выражается в смешении запланированных, целенаправленных процессов и случайных, неожиданных (для неосведомленных наблюдателей). Однако, в любом случае, существуют очевидные глобальные тенденции, такие, как увеличение объема совокупного знания, усложнение языка в виде увеличения словарного запаса. Таким образом, культура представляет собой диссипативную структуру, т.е. такую структуру, которая имеет способность к самоорганизации путем поглощения вещества, энергии и информации из окружающей среды с целью самосохранения и рассеяния во вне
выделяемых продуктов.
ВОЕВОДИНА Мария Ивановна,
ст. преподаватель,
кафедра Философии
и культурологии,
Ставропольский
государственный
педагогический институт,
Ставрополь
venividivici8@ya.ru
авторизуйтесь