Традиционная культура как источник коэволюции человека и природы в контексте ноосферизма
В статье рассматриваются причины и пути разрешения экологического, социального и духовного кризиса современного человека в рамках ноосферной концепции культуры и эстетосферы в частности посредством возрождения и сохранения традиционной культуры народа.
Ключевые слова: глобализация, экологический кризис, духовный кризис, эс-
тетические ценности, эстетосфера, традиционная культура.
Сегодня становится очевидным, что современность характеризуется разного рода кризисами: экономическим, социальным, экологическим, духовным и другими, приобретающими масштаб глобальности. Это несомненно обусловлено процессом глобализации и универсализации общества. Стираются границы экономики, но растет пропасть между социальными слоями в силу экономического превосходства одних социальных групп над другими. А все потому, что современная модель «нового человека» определяется как просвещённый эгоизм, то есть для современного человека нравственно все, что прибыльно [3, с. 247]. В этих условиях на грани исчезновения находится любая традиционная культура, которая содержит основы подлинной нравственности и морали и не только может обеспечить жизнеспособность человека на Земле,
но и коэволюционное развитие человека и природы. Мы рассматриваем данный процесс в контексте ноосферизма (А.И. Субетто), научной базой которого являются работы о ноосфере В.И. Вернадского, Н.Н. Моисеева, В.П. Казначеева, В.А. Коптюга, П.Г. Кузнецова.
Именно коэволюционный переход системы «человек — биосфера» к состоянию динамически устойчивой целостности, симбиоза и будет означать реальное превращение биосферы в ноосферу. Для обеспечения этого процесса человечество должно следовать, прежде всего, экологическому и нравственному императивам. Первое требование обозначает совокупность запретов на те виды человеческой деятельности (особенно — производственной), которые чреваты необратимыми изменениями в биосфере, несовместимыми с самим существованием человечества. А второе — обусловлено межличностными отношениями, которые должны соответствовать христианским догмам, которые обеспечивали на протяжении многих веков одновременно выживание и духовное развитие человека в природе и социуме.
Современная тенденция развития общества характеризуется возрастающим потребительским отношением человечества к окружающему миру, когда интересы отдельного человека являются определяющими в установлении социокультурного порядка [2, с. 22]. Но вместо порядка эта детерминация рождает хаос, который отражается не только в социальном, экономическом кризисе, но и обуславливает духовный кризис всего человечества, отдельных народов, которые теряют свою самобытность во всемирном процессе глобализации.
Нам представляется возможным решения такого рода кризисов в рамках ноосферной
концепции культуры, которая генерирует не просто положительные знания в форме понятий, передаваемых при помощи сугубо научных пояснений, художественных приемов, произведений искусства, а которая формирует все вышеперечисленное в истины (абсолютные или относительные). Этими истинами ежедневно в процессе своей жизнедеятельности могут и должны оперировать все очередное поколение людей и прежде всего каждый отдельный человек, тем самым регулируя свое поведение, а также контролируя обмен информацией в рамках информационного метаболизма [1, с. 133].
В связи с этим в рамках ноосферной концепции культуры возникает необходимость
определения той сферы существования человека и человеческого сознания, в которой разрешается кризис гармоничного сосуществования человечества и природы. У природы есть пределы прочности. А потому в идеале культурные объекты должны бы создаваться не на началах вытеснения и деградации природных, но творчески вписываться в природные [3, с. 240]. На наш взгляд, сфера эстетики, наполненная эстетическими формами, которые можно рассматривать как формы запечатления действия энергий космогонического процесса, является наиболее подходящей для этого по нескольким причинам. Во-первых, в этом пространстве толкования эстетика может быть
определена как наука об общих законах организации выразительных форм, будь то произведение искусства или мир как целое в его единстве, коль скоро они могут быть чувственно восприняты и оценены со стороны их человечески ценностного содержания. Во-вторых, в эстетический опыт каждого человека, отдельного народа и человечества в целом имеет свою специфику и особые эстетические категории. В-третьих, в контексте ноосферной концепции культуры мы можем утверждать, что эстетосфера обладает свойствами системы ценностей, определяющих характер отношений в социокультурной среде.
Для развития человечества общезначимый характер имеет эстетическое отношение к
миру, соединяющее и гармонизирующее императив культурной нормы и спонтанность человеческой чувственности, представляющее собой целостное и всеохватывающее отношение к миру, включающее проблемы онтологического, гносеологического, аксиологического, психологического порядка. Традиционная культура народа вполне обладает таким потенциалом эстетического отношения к окружающему миру. Таким образом, эстетосфера традиционной культуры в рамках ноосферной концепции является той областью научного познания, в которой возможно было бы решить духовный кризис современного человека. Этот процесс нуждается в отдельном рассмотрении на примере культуры конкретного народа.
Какова роль отдельного народа в процессе развития человечества сегодня, в XXI веке?
Действительное и эффективное объединение мировых сил в ноосферное сообщество возможно лишь на духовной и вытекающей из неё нравственной основе [3, с. 417].
А, значит, именно культурный код каждого народа, который понимается как совокупность стереотипов в сознании, кроме всего прочего включающих способы гармоничного взаимодействия человека и природы, является основой и источником разрешения глобального кризиса современного человека. В детальном духовном возрождении и бережном сохранении традиционной культуры каждого народа на уровне
простейшей ячейки общества — семьи представляется возможным предотвратить глобальные катастрофы и уберечь человечество от неминуемой гибели в результате неразумного использования природных ресурсов и потребительского отношения к планете и себе подобным.
Литература:
1. Воеводина М. И. Эстетосфера традиционной культуры в ноосферной концепции: казачество
Ставрополья / М.И. Воеводина. – Ставрополь : АГ-РУС, 2015. – 160 с.
2. Колосова О. Ю. Глобализация культурных процессов: синергетический аспект / О. Ю. Колосова //
Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2012. – № 2. – С. 22-25.
3. Человек и общество: ноосферное развитие : Монография / О.С. Анисимов [и др.] ; под редакцией В.Н, Василенко, С.И. Григорьева, В.И. Патрушева, А.И. Субетто. – Москва-Белгород, 2011. – 486 с.
4. Григорьев А.Ф. Антропоморфизм и метафоричность в песенном фольклоре гребенских казаков
// KANT. – 2017. – № 3 (24). – С. 82-87.
ШАМРАЕВА Мария Ивановна,
кандидат философских наук,
старший преподаватель, кафедра
Философии и культурологии, Ставропольский
государственный
педагогический
институт, Ставрополь
авторизуйтесь