Эстетосфера традиционной культуры в ноосферной концепции (на примере казачества Ставрополья)
На правах рукописи
ВОЕВОДИНА Мария Ивановна
ЭСТЕТОСФЕРА ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В НООСФЕРНОЙ
КОНЦЕПЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КАЗАЧЕСТВА СТАВРОПОЛЬЯ)
24.00.01 – теория и история культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата философских наук
Волгоград – 2015
Работа выполнена в государственном бюджетном образовательном учреждении
высшего профессионального образования «Ставропольский государственный
педагогический институт», Министерство образования и науки Российской
Федерации.
Научный руководитель: Колосова Ольга Юрьевна,
доктор философских наук, доцент, профессор
кафедры философии и культурологии ГБОУ
ВПО «Ставропольский государственный
педагогический институт»
Официальные оппоненты: Яковлева Елена Людвиговна,
доктор философских наук, профессор,
заведующая кафедрой философии ЧОУ ВПО
«Институт экономики управления и права (г.
Казань)»
Каширина Ольга Валерьевна
доктор философских наук, доцент, профессор
кафедры философии ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет»
Гуманитарный институт
Ведущая организация: Южно-Российский государственный
политехнический университет имени М. И.
Платова, г. Новочеркасск.
Защита состоится «26» сентября 2015 г. в ____ часов на заседании
диссертационного совета ДМ 208.008.07 при Волгоградском
государственном медицинском университете по адресу: 400131, г. Волгоград,
пл. Павших борцов, 1, ауд. 4-07.
С диссертацией можно ознакомиться в научно-фундаментальной библиотеке
Волгоградского государственного медицинского университета.
Автореферат разослан " " 2015 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
д-р филос. наук И. К. Черёмушникова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В настоящее время возрастающее
потребительское отношение человечества к окружающему миру, когда
интересы индивида являются определяющими в детерминации
социокультурной деятельности, вызвало, наряду с экономическим и
политическим, духовный кризис общества. Его характерной особенностью
является доминирование искусственного и символического над природным.
Выход из кризиса необходимо искать в установлении равновесия
между научно-техническим и нравственно-эстетическим потенциалами
культуры. Такое равновесие обусловлено формированием ноосферы, в
которой соединяются воедино наука, техника и этический разум человека (В.
И. Вернадский). В концепции ноосферы истина, добро и красота едины. В
культуре ноосферного типа преобладают не только наука, но и
философия, и искусство.
Необходимо отметить, что духовная сфера жизни более всего
реализована в традиционной культуре. Национально-культурный менталитет
и художественно-эстетическая деятельность сохраняют свою сущность,
оставаясь каналами проявления культурного своеобразия, через которые
выражается национальное самосознание и мироощущение (О. Н. Астафьева).
Традиционная культура является значимым источником мировоззренческого
опыта для современного человека, позволяя действенно преодолевать тот
кризис основ духовного и эстетического опыта, который наблюдается в
современном обществе. Очевидно, что именно поддержание многообразия
культурных форм и практик предопределяет сегодня параметры социального
развития.
Российская национально-культурная парадигма, формирующаяся в
полиэтничности и многовекторности традиций, содержит определенные
системообразующие феномены, которые органично встроены в
социокультурную основу общества. Казачество России, духовное,
культурное возрождение которого представляет собой одно из ярких и
сложных явлений отечественной реальности, можно отнести к таким
феноменам. В условиях полиэтничности, многоязычия, поликультурности и
полиментальности российского социума актуальны проблемы сохранения
народной культуры этносов и субэтносов, к которым относится казачество.
Методологическая база культурологии и философии культуры дает
возможность значительно расширить поле исследования по сравнению с
этнографией, этнологией, социологией и другими гуманитарными науками.
Культурфилософский подход к традиционной культуре позволяет не только
осмыслить закономерности эволюции конкретного этноса в определенных
культурно-исторических условиях, но и рациональным образом осмыслить
базовые законы развития. Обращение к проблеме казачества Юга России, а в
данном случае — к теме субэтноса казачества помогает проследить некоторые
закономерности современного развития человечества в контексте
ноосферной концепции культуры. Казачество продемонстрировало высокий
уровень социализации, адаптивность, способность к интеграции в другие
этнические и общественные системы. Исследование проблемы казачества
представляется существенным и конструктивным в силу того, что и сегодня
оно является довольно стабильной и однородной системой со
сформировавшейся самобытной культурой, составляющей фундамент
выживания.
Степень научной разработанности проблемы. Традиционная культура
в рамках ноосферной концепции культуры рассматривается впервые. В ходе
исследования привлекались работы российских, западноевропейских и
американских философов, культурологов, психологов в области философии
культуры, истории культуры, социальной философии и культурологи.
В отечественном знании многочисленные предпосылки для
формирования ноосферной теории появились благодаря русскому космизму.
В этой связи особый интерес представляют работы Н. А. Бердяева, В. И.
Вернадского, В. С. Соловьёва, Н. Ф. Фёдорова и К. Э. Циолковского.
Влияние теорий философии космизма на развитие культуры исследует
В. В. Казютинский. Идея ноосферизации науки, которая способна придать
новый импульс развитию интеллектуально-духовной сферы, отражена в
работах С. И. Некрасова. Работы А. Г. Гулыги, Н. Н. Моисеева, Б. Г.
Режабека, А. Д. Урсула, М. Ю. Шишина стали основой для дальнейших
научных разработок в области ноосферогенеза.
Работы В. С. Библера, М. С. Кагана заложили основу фундаментальных
методологических подходов изучения общих проблем культуры,
составляющих основу любого исследования в этой области. Среди
исследований, рассматривающих вопросы культуры, необходимо выделить
работы С. Н. Иконниковой, А. С. Кармина, Б. Г. Соколова, Ю. Н. Солонина,
Е. Г. Яковлева.
Исследования Т. А. Акиндиновой, А. С. Ахиезера, В. М. Диановой
внесли значительный вклад в разработку проблем культуры на современном
этапе развития общества.
Работы М. М. Бахтина, Н. А. Бердяева, Д. А. Леонтьева посвящены
исследованию культуры с точки зрения аксиологического аспекта. Различные
аспекты аксиологического понимания оснований культуры также были
затронуты в работах зарубежных авторов: М. Вебера, Г .Зиммеля, Э.
Кассирера, М. Шелера. К проблеме ценностной природы культуры
обращались отечественные мыслители О. Г. Дробницкий, А. А. Радугин, Н.
Э. Чавчавадзе, Е. Г. Ясин. Национальные русские ценности и традиции как
системообразующую основу государства в своих исследованиях
рассматривают О.В. Галкова, А. Л. Казин, С. Г. Кара-Мурза, Н. А.
Нарочницкая, О. И. Сгибнева.
Семиотический аспект культуры занимает в нашем исследовании
особое место. В отечественной традиции к проблеме символических
оснований культуры обращался П. А. Флоренский. Значение и роль
феномена символического в человеческом обществе отражают исследования
С. С. Аверинцева, В. В. Бибихина, М. К. Мамардашвили, О. Ю. Маслова, К.
А. Свасьяна, В. Н. Топорова, И. К Черёмушниковой.
Проблемы культурной идентичности исследовали М. Л. Бромлей, Г. Д.
Гачев, Л. Н. Гумилев, Д. С. Лихачев. В работах А. Я. Зися, Н. И.
Костомарова, М. А. Некрасовой, И.А. Петровой раскрыты теоретические
вопросы традиционной культуры и народного искусства.
Особое место в исследовании занимают работы авторов, изучающих
культурное пространство (А. Н. Быстрова, И. М. Гуткина, О. В. Гуткин, Б. С.
Ерасов, В. Л. Каганский, Г. П. Кибасова, И. И. Свирида).
Духовная культура, традиционные ценности и значение народного
искусства в культуре широко освещены в работах В. Н. Грузкова, О. В.
Ивановской, А. Е. Лапшиной, Б. Н. Проценко, Т. А. Рассадиной, Р. Ханаху,
А. В. Ярового.
Историко-философские основы традиционной культуры российского
казачества рассмотрены в работах В. К. Быкадорова, В. А. Потто и А. И.
Ригельмана. Особенности развития культуры казачества отражены в работах
Н. М. Калашниковой, Г. О. Мациевского, Е. В. Пьявченко.
Проблемы казачества и его роль в этно-, социо- и культурогенезе
Ставрополья и Юга России освещены в трудах А. В. Авксентьева, Н. Н.
Великой, В. Б. Виноградова, Н. Г. Волковой, Л. Б. Заседателевой, Е. П.
Савельева, Н. Н. Седова.
Особенности ментальных ценностей казаков в фольклоре и
танцевальном искусстве, костюме и строении жилища, а также других
формах народного искусства на территории Ставропольского края описывали
исследователи Г. Н. Базлов, Б. Х. Бгажноков, К. П. Гаденко, А. Ф. Григорьев,
Ф. Крюков, В. В. Пищулина, Т. С. Рудиченко, Е. Сирков.
Таким образом, проведенный анализ степени научной разработанности
проблемы показал, что проблематика исследования традиционной культуры
в ноосферной концепции остается малоизученной. Комплексное
рассмотрение эстетосферы традиционной культуры с позиций
ноосферной концепции представляется необходимым в рамках теории и
истории культуры.
Объект исследования: эстетосфера как социокультурный феномен.
Предмет исследования: эстетосфера традиционной культуры казаков
Ставропольского края в контексте ноосферной концепции культуры.
Цель исследования: на основе культурологического анализа раскрыть
сущность эстетосферы и определить специфику формирования
соответствующих ей ценностных ориентаций, социокультурных образцов на
примере традиционной культуры казаков Ставропольского края.
Задачи исследования:
— уточнить понятие ноосферной культуры в рамках изменяющейся
культурфилософской методологии;
— дать сущностную характеристику понятию «эстетосфера» в рамках
ноосферной концепции культуры;
— выявить экзистенциальную основу, ценностные характеристики и
компоненты эстететики традиционной культуры;
— проследить генезис представлений казаков Ставропольского края о
культурном пространстве в процессе его освоения;
— рассмотреть архитектонику эстетосферы культуры казачества в
контексте перцептивного культурного пространства;
— показать ценности духовной культуры казаков как фактора
эстетического освоения мира.
Гипотеза исследования: ноосферно-эстетическая детерминация
должна стать определяющим фактором социокультурного развития
современного общества.
Теоретико-методологическую основу диссертационного
исследования составляют фундаментальные понятия, положения и
концептуальные идеи российских и зарубежных ученых, представленные в
работах, отражающих процессы трансформации культуры, взаимосвязанные
с проблемами ноосферогенеза, эстетики, традиционной культуры.
В работе использованы ноосферный и социокультурный подходы к
анализу духовных процессов и явлений эстетосферы традиционной
культуры. Специфика предмета исследования определила необходимость
применения широкого междисциплинарного, аналитического и
компаративистского подходов, применения структурно-семиотического и
концептуального анализа.
Системный подход дает возможность рассматривать эстетосферу как
единую систему с позиции структурирования составляющих ее элементов,
функций и целей. Важное значение для решения поставленной задачи имеет
историко-логический подход. Аксиологический подход позволил в процессе
исследования рассматривать эстетосферу как систему ценностей, в которой
главным средством концентрации ценностных смыслов являются символ и
знак.
Научная новизна:
— на основе системного, интегративного, ноосферного подходов
уточнено определение понятия «ноосферная культура», которое трактуется
как открытая, динамичная высокоорганизованная, инвариантная система
рационализации и оптимизации социоприродных отношений, обусловленных
становлением форм научно организованного, ценностно и духовно
ориентированного взаимодействия человека (общества) и окружающего
мира;
— в рамках культурологического знания выявлены особенности,
структурные компоненты эстетосферы культуры как системы эстетических
идей;
— представлен аксиологический аспект эстетосферы традиционной
культуры, образы и символы которой оказывают влияние на процессы
социализации и воспитания личности, формирование базовых архетипов,
менталитета, идентичности;
— выявлены представления казаков Ставропольского края о культурном
пространстве как фиксированной системе социокультурных ценностей и
норм, создающей стереотипы действий, чувствований и мышления; дано
определение понятия «народное искусство» с точки зрения эстетической
науки;
– рассмотрена архитектоника эстетосферы культуры казаков
Ставрополья, представляющая собой совокупность элементов культурного
пространства, характеризующихся спецификой военного уклада жизни
казаков, но при этом эстетически содержательных;
– показаны ценностные характеристики культуры казаков Ставрополья
как фактор эстетического освоения мира.
Положения, выносимые на защиту
1. В настоящее время актуализируется формирование культуры
ноосферного типа как важнейшей доминанты в развитии человечества. На
основе системного подхода возможно понимание ее сущности как особой
сферы бытия. Исходя из понимания процессов, реализуемых в рамках
ноосферной культуры, представляется возможным определить ноосферную
культуру как открытую, динамичную высокоорганизованную, инвариантную
систему рационализации и оптимизации социоприродных отношений,
обусловленных становлением форм научно организованного, ценностно и
духовно ориентированного взаимодействия человека (общества) и
окружающего мира.
Ноосферная культура формирует позитивное знание в виде понятий,
транслируемых посредством науки, искусства, приемов художественного
творчества. В ней происходит их формализация в безусловные или же
относительные истины, используемые в процессе жизнедеятельности
человека и общества, регулируя поведение и информационный обмен в
рамках информационного метаболизма.
2. Анализ феномена «эстетосфера» в контексте ноосферной концепции
культуры позволяет утверждать, что эстетосфера обладает свойствами
системы ценностей, определяющих характер отношений в социокультурной
среде. Для развития человечества общезначимый характер имеет
эстетическое отношение к миру, соединяющее и гармонизирующее
императив культурной нормы и спонтанность человеческой чувственности,
представляющее собой целостное и всеохватывающее отношение к миру,
включающее проблемы онтологического, гносеологического,
аксиологического, психологического порядка. Красота представляет собой
одну из фундаментальных основ бытия, благодаря которой возможно его
сохранение, развитие и существование. Красота — ключевая категория
эстетики. Ее содержание наиболее наглядно отражает связь между модусами
восприятия мира и способом оценки его феноменов.
3. Эстетический опыт традиционной народной культуры имеет свою
специфику и особые эстетические категории. Традиционная культура
является важным источником мировоззренческого опыта для современного
человека, позволяя эффективно преодолевать тот кризис основ эстетического
опыта, который наблюдается в обществе. Рациональная рефлексия основных
категорий, отражающих эстетику традиционной народной культуры,
позволяет осмыслить этот опыт.
4. Концептуально-культурное пространство казаков Ставропольского
края выражено в культурном ландшафте, возникшем вследствие
продолжительной эволюции естественных ландшафтов, творчески
преобразуемых созидательной деятельностью представителей данного
субэтноса на определенной стадии исторического развития. Идентичность
казаков формируется в пространственно-временном континууме,
содержащем культурные системы разного уровня, являющиеся
этнокультурными подсистемами Северного Кавказа и Ставропольского края.
Пространство бытования культуры казачества представляет собой
творческую «художественную» надстройку над реальным пространством.
Это пространство проявляется в специфике эстетосферы, находящей свое
отражение в национальном фольклоре, танце, ремесле, виде строений
жилища, а также особенностях одежды, атрибутах, которые обнаруживаются
как весьма символичные явления, вбирающие в себя определенные смыслы.
5. Эстетосфера казачества Ставрополья проявляется в специфике
картины мира данного субэтноса (синтез христианства и традиционных
языческих представлений), особенности восприятия пространства и времени
(свое/чужое, внутреннее/внешнее, правое/левое, вперед/назад), социальной
структуре (курень, станица, войско, каждое из которых имеет выборного
атамана), семиотической структуре (символы казачества, символы власти,
символы веры, социальные символы). Проведенный анализ культурного
пространства казаков Ставрополья (структуры, видовых модификаций и их
взаимодействия) с точки зрения ноосферной концепции показал, что внешняя
форма эстетосферы казачьей культуры может и должна всемерно
способствовать наглядному и практически-реальному выявлению
внутреннего содержания, присущего казачеству, и одновременно
соответствовать устойчивым традициям внешнего выражения такого
содержания (одежда, украшения, фольклор) с учётом специфики
Ставропольского края.
6. Перцептивное культурное пространство казачества подразумевает
чувственное восприятие пространства человеком и реализуется в идеале
культуры казаков. Духовные, морально-нравственные ментальные ценности
мировоззрения содержатся в народном искусстве казачества, основанном на
переработанных религиозно-мифологических взглядах и исторических
событиях и отражающем особую духовно-практическую деятельность
субэтноса под влиянием культур народов Кавказа. Эстетическое единство,
цельность народного искусства казаков свидетельствует о его нравственных
основах. Эстетосфера культуры казачества Ставрополья как
саморегулирующаяся система является фактором, возвращающим человека к
первоначальному смыслу символов на основе ценностных ориентиров,
выражающихся в константах культуры.
Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты
исследования позволяют по-новому посмотреть на возможности изучения
ценностных характеристик культуры казачества в контексте ноосферной
концепции культуры. Философский анализ эстетосферы традиционной
культуры в ноосферной концепции более конкретно раскрывает образы и
символы культуры, которые оказывают влияние на процессы социализации и
воспитания личности, формирование базовых архетипов, менталитета и
идентичности.
Материалы и результаты исследования могут быть включены в
преподавание курсов соответствующих дисциплин: «Культурология»,
«Философия культуры», — а также использоваться при разработке программ
учебных курсов и пособий. Кроме того, они могут быть применены при
разработке программ воспитания и социализации обучающихся на различных
ступенях образования.
Апробация результатов. Диссертация обсуждена на кафедре
философии и культурологии государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего профессионального образования «Ставропольский
государственный педагогический институт». Отдельные результаты и
положения диссертационной работы прошли апробацию на международных
и всероссийских научных конференциях: 3rd International Scientific and
Practical Conference «Science and Society» (London, 20–21 March 2013); XVII
Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы
модернизации российского образования» (Таганрог, 2014); Международной
научно-практической конференции «Humanities and Social Sciences in Europe:
Achievements and Perspectives — «East West» Association for Advanced Studies
and Higher Education (GmbH, Vienna, Austria, 2014); V Международной
научно-практической конференции «Научный поиск в современном мире» (г.
Махачкала, 2014); V Международной научно-практической конференции
«Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
(Махачкала, 2014); Международной научно-практической конференции
«Фундаментальные исследования в современном мире» (Санкт-Петербург,
2014); V Международном симпозиуме «Инновации в современной науке»
(Москва, 2014); Всероссийской научно-практической конференции
аспирантов и молодых ученых «Российская наука и освоение ЕвроАрктического Севера: история, перспективы» (Архангельск, 2012); II
Всероссийской (с международным участием) научно-практической
конференции «Культура и общество: история и современность» (Ставрополь,
2013); III Всероссийской (с международным участием) научно-практической
конференции «Культура и общество: история и современность» (Ставрополь,
2014); Межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные
вопросы социально-гуманитарного знания» (Ростов-на-Дону, 2013).
Основные положения диссертации отражены в 23 статьях, общий
объем которых составляет 6,7 печатных листов, в том числе 4 статьи
опубликованы в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной
комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Объем и структура диссертационной работы. Диссертация состоит
из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка
литературы. Содержание работы изложено на 173 страницах,
библиографический список включает 280 наименований, в том числе 19 на
иностранных языках.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного
исследования, анализируется степень научной разработанности
рассматриваемой проблемы, формулируются цели, задачи исследования,
объект, предмет, теоретические и методологические основания
диссертационного исследования, положения, выносимые на защиту, научная
новизна, теоретическая и практическая значимость работы, а также
апробация ее результатов.
В первой главе — «Теоретико-методологические основания
исследования эстетосферы в ноосферной концепции культуры» — автор
рассматривает идеи, понятия в концепции ноосферы в корреляции с
понятийно-теоретическими разработками феномена эстетосферы культуры.
В первом параграфе — «Теоретические основания ноосферной
концепции культуры» — рассматриваются концептуальные изменения в
сфере философского определения понятия ноосферы и ноосферной
культуры, ее сущностные характеристики, на основе системного и
интегративного подходов уточняется определение ноосферной культуры.
Опираясь на труды представителей русского космизма, автор отмечает
единство аспектов Вселенной, выводимость этических норм из метафизики
космоса, единства знания и нравственности, материального и духовного,
живой и неживой материи, единства космоса и человека, означающее
включенность его в ритмы космической эволюции. Отмечено, что в рамках
учения о ноосферогенезе особое значение приобретает понятие культуры как
формы физического и духовного отношения человека к природе, где
духовная составляющая предопределяет собственно ценностное отношение,
идеальное в человеке становится мощным средством перестройки
реальности. Обращается внимание на то, что рационально-интеллектуальное
начало в ноосферной концепции культуры должно базироваться на
соответствующей ей духовно-культурной сфере. Духовное начало
имманентно всему сущему. В рамках концепции ноосферной культуры
утверждаются высшие идеалы человеческого бытия: безграничного
познания, всестороннего творческого развития и нравственного
совершенствования. Искусство является наиболее синтетическим
проявлением культуры. Автор раскрывает критерии оценки собственно
художественного произведения: структурность и/или внутренний ритм
произведения, соответствующие интуитивно постигаемым единым
космическим ритмам; наличие онтологического центра, который
свидетельствует о признании творцом онтологического центра бытия.
Примером соответствия критериям подлинной культуры в рамках
ноосферной концепции может служить традиционная народная культура в ее
лучших образцах и традициях. Она обладает иерархией ценностей с четким
преобладанием духовных над материальными, целостностью и
структурностью.
Во втором параграфе — «Философская рефлексия основных понятий
эстетосферы» — проанализированы дефиниции эстетики и другие,
относящиеся к ней категории в условиях изменяющейся социокультурной
методологии. Автором выявлена ментально-гносеологическая основа для
интерпретации эстетики как науки о всеобъемлющих эстетических связях,
охватывающих все многообразие взаимодействий человека с миром, в
котором отмечается эстетическое содержание реальности. Отмечено, что
наряду с развитием науки и технизацией современного общества
наблюдается противоположный процесс — всеобщая эстетизация (подчинение
всех сфер существования эстетическим требованиям), где отношение
человека к миру определяется эстетическим отношением, сочетающим в себе
и познавательный, и ценностный, и деятельностный подходы, обладающим
творческим характером. Овладевая пространственно-временными
характеристиками бытия посредством создания форм пространственновременного порядка искусства, человечество руководствуется общими
законами организации бытия. Основываясь на потребностях к
самореализации, человечество продолжает в своем творчестве присущими
ему средствами процесс организации мира, инициированный природой, не
только отражая красоту мироздания, но и создавая ее новое существование.
Эстетическая функция познания реализуется в открытии и воплощении
красоты. Природа и человек связаны в творении красоты.
Выявляя и применяя в художественной деятельности законы
организации красоты в природе, человек отчетливее понимает свою близкую
взаимосвязь с миром, необходимость коэволюционного развития: не
конфронтацию с природой, а равное участие в раскрытии содержащейся в
ней красоты. В природе гармония и красота зарождаются как следствие
проходящих в ней стихийных процессов самоорганизации. Для человека
творение гармонии и красоты делается осмысленным и целенаправленным
занятием по структурированию окружающего мира, по наполнению
содержания порядка человеческими смыслами. Это дает возможность автору
рассмотреть проблему красоты в контексте концепции единого космического
эволюционного процесса, придавая понятию красоты вселенское
содержание.
В третьем параграфе — «Эстетосфера традиционной культуры:
аксиологический аспект» — анализируется традиционная культура как
ценностно-нормативная система, включающая в себя идеи, цели,
представления, знания, а также различные способы знаково-символического
и предметно-материального воплощения их во всем многообразии и
противостоянии друг другу, представленные разными эпохами и культурами.
Автор утверждает, что традиционные формы социальной жизни не
уходят в прошлое, а сосуществуют вместе с индустриальной, массовой,
урбанизированной культурой. Поэтому представляется важным изучение и
понимание особого эстетического опыта традиционных культур. При этом
отмечается, что в современном мире явления, относимые к тому, что принято
называть традиционной (народной) культурой, все же нельзя назвать
архаическими образованиями.
Специфической предметностью художественного формообразования в
традиционной народной культуре является не какое-либо отдельное, особое
изолированное для сугубо «эстетического» созерцания «произведение» как
некая самоценность, но целостный «жизненный мир», в который входят
отдельные произведения и живут в нем по неизменным законам «лада», или
гармонии.
Опыт человеческой жизни в согласии с теми или иными аспектами
реальности и идеями приводит к тому, что постепенно
выкристаллизовывается понимание значимых для жизни человека объектов
реального или идеального мира, которые называются ценностями и
отражаются в народном фольклоре. Кроме того, культурологический анализ
ценностей традиционной культуры позволил автору показать что,
материальные и экзистенциальные (жизненные) ценности традиционной
культуры органически связаны с духовными (гуманизм, гуманистическая
культура, нравственность и художественно-эстетические критерии). Автор
обосновывает положение о том, что одним из ценностных традиционных
способов освоения мира выступает эстетика.
Во второй главе — «Эстетосфера традиционной культуры на
примере казачества Ставрополья» — раскрываются структурные
компоненты эстетосферы традиционной культуры и ее аксиологические
особенности на примере казачества Ставропольского края.
В первом параграфе — «Генезис представлений казаков о
культурном пространстве в процессе его освоения» — выявлены
особенности культурного пространства казачества и дан анализ
представлений о нем казаков в процессе его освоения.
Автор на основе анализа заселения казаками современной территории
Ставропольского края выявляет особенность существования на одной
территории нескольких видов казачьих войск, носителей культуры
казачества: донские, кубанские, терские и некрасовские казаки. Выявлена
общность мировоззренческих и культурных традиций представителей
различных казачьих войск, проживающих на территории Ставропольского
края.
Культурные традиции казачества, в том числе и сохранившиеся до
сегодняшнего дня на территории Ставропольского края, позволили автору
выявить три аспекта особенностей генезиса представлений казаков о
культурном пространстве в процессе его освоения: 1) с точки зрения
концептуально-культурного пространства; 2) с точки зрения пространства
бытования культуры; 3) с точки зрения перцептивного культурного
пространства.
Анализ концептуально-культурного пространства казаков показал,
специфику представлений о такой универсальной категории, как
пространство. Стереотипы сознания казачества, полиэтнического в генезисе
и по составу, благодаря единству образа жизни на окраинах государства, в
условиях «пустынного» ландшафта перестроились и подчинились
стереотипам «степным» и частично «горным».
Пространство бытования культуры казаков представляет собой
субэтническое пространство, проявляющееся в специфике типа строений
жилища, а также особенностях одежды, атрибутах, которые обнаруживаются
весьма символичными явлениями, вбирающими в себя определенные
смыслы.
В рамках исследования перцептивного культурного пространства
казаков анализируются духовные ценности казачества, выраженные в
предметах народного искусства, фольклоре, иконах и других артефактах
культуры, и представляющие собой весьма символичные явления.
Особую роль в исследовании особенностей культурного пространства
приобретает осмысление опыта народного искусства. С точки зрения
эстетической науки, автор определяет понятие «народное искусство» как
процесс или итог выражения мира в художественном образе творцом в
рамках художественного мировосприятия народа.
Во втором параграфе — «Архитектоника эстетосферы культуры
казачества Ставропольского края» — рассматривается сочетание различных
частей в одном стройном целом социокультурном пространстве —
архитекто ника эстетосферы культуры казачества в трех аспектах.
Анализ концептуального культурного пространства казаков
Ставрополья показал, что эстетосферу данной традиционной культуры
можно представить в виде онтологического конструкта, выраженного во всем
богатстве традиционной культуры, характеризующейся гармонией
взаимоотношений и своеобразной композицией, выраженной в концептах
восприятия пространства и времени (свое/чужое, внутреннее/внешнее,
правое/левое, вперед/назад).
Проведенный анализ пространства бытования культуры казаков
свидетельствует о насыщенности эстетически значимыми формами,
выраженными в национальном фольклоре, ремесле и даже типе строений
жилища, а также особенностях одежды, атрибутах и оружии.
Анализ перцептивного культурного пространства показал, что
культурное пространство казаков наполнено сакральным содержанием, оно
олицетворено духами предков, скреплено с человеческой субстанцией
совокупностью традиций, представляя собой некое «поле жизни», на
территории которого действуют привычные и оправданные этика и табу.
Архитектоника эстетосферы традиционной культуры казаков
представляет собой совокупность элементов культурного пространства,
характеризующихся спецификой военного уклада жизни казаков в
Ставропольском крае и при этом эстетически содержательных. Элементы
культурного пространства в архитектонике эстетосферы традиционной
культуры казачества делятся на три уровня: онтологический,
характеризующийся гармонией взаимоотношений и своеобразной
композицией, выраженной в концептах восприятия пространства и времени
(свое/чужое, внутреннее/внешнее, правое/левое, вперед/назад);
семиотический, включающий символы непосредственно казачества (шашка,
кинжал, нагайка, лампасы, бунчук, конь, папаха), символы власти или права
(насека, печать, булава, пернач), символы веры (крест, иконы или «образа»,
курган, ладанка), социальные символы (кольца у женщин, серьги у мужчин,
байдик, башлык); аксиологический, характеризующийся свойствами системы
мировоззренческих ценностей, присущих казачеству, содержится в народном
творчестве данного субэтноса, созданном на основе глубинной переработки
религиозных представлений, верований и исторических событий, а также в
результате характерной духовной и практической деятельности субэтноса
под влиянием культур народов Кавказа.
В третьем параграфе — «Традиционные ценности культуры казаков
как фактор эстетического освоения мира» — проанализирована духовная
составляющая перцептивного культурного пространства терских казаков,
выраженная в традиционных идеалах и ценностях.
В рамках ноосферной концепции рассмотрены традиционные духовные
ценности культуры казачества и выявлены интеллектуальные символы,
непосредственно связанные с идеалами и ценностями казачества. Судя по
тому, что казачество как культурный феномен не просто смог сохраниться,
но и активно возрождается, интеллектуальные символы казачества обладают
«живучестью», имеют собственную историю и непосредственную связь с
определенной эпохой. Анализ символов казачества свидетельствует о том,
что их, без сомнения, можно отнести к интеллектуальным символам и, более
того, к гиперсимволам. Приставка «гипер» указывает на наличие у символов
вышеперечисленных характеристик («живучесть», собственная история и
непосредственная связь с определенной эпохой).
В данном контексте анализируется сфера существования
интеллектуальных символов — язык — и связанные с этой сферой стержневые
традиции, обеспечивающие существование гиперсимволов в культуре
казаков. В казачьей культуре наблюдается целый ряд общечеловеческих
репрезентаций культурного опыта и деятельности, символически
отражённых в образно-мировоззренческих конструкциях и этимологических
ценностях языка: «крест», «сила веры», «сила знаний», «сила рода», «казачья
честь», «казачья доблесть», «казачья слава».
Позитивно маркированные гиперсимволы казачества могут быть
представлены в рамках ноосферной концепции как культурные универсалии
или константы культуры. Они пронизывают всю толщу культуры,
образовывают постоянные формы, олицетворяют высшие ценности (истина,
знание добра, чувство красоты), особенно важные для культуры, определяют
направление ее развития, являются формообразующими элементами,
фундаментальными основами в сохранении и возрождении культуры.
Исходя из этого, автор подчеркивает, что духовные ценности казаков
связаны с художественностью, художественно-эстетическими критериями,
гуманистической культурой, нравственностью, которые являются
составляющими ноосферной культуры.
В заключении диссертации подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы.
Основные положения диссертации отражены в следующих статьях.
Статьи, опубликованные в журналах, рекомендованных Высшей
аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки
Российской Федерации:
1. Воеводина М.И. Социокультурные аспекты трансформации
эстетосферы // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 5 —
URL: http://www.science-education.ru/119-14883. (0,5 п.л.)
2. Воеводина М.И. Культурное пространство терских казаков:
философский аспект // Фундаментальные исследования. — М.: Издательство
«Академия естествознания». — 2014. — № 12 (часть 11) — С. 2491-2495. (0, 5
п.л.)
3. Воеводина М.И. Социокультурные процессы современности в
контексте синергетической парадигмы // European Social Science Journal. — М.
— 2014. — № 8-2. — С. 282-288. (0,5 п.л.)
4. Воеводина М. И. Эстетосфера традиционной культуры терских
казаков: семиотический анализ // Современные проблемы науки и
образования. — 2015. — № 1 — URL: http://www.science-education.ru/121-17517.
(0,4 п.л.)
Статьи, опубликованные в других журналах и сборниках научных
трудов:
5. Воеводина М.И. Наука как открытая система // Сборник
материалов Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и
молодых ученых «Российская наука и освоение Евро-Арктического Севера:
история, перспективы». — Архангельск. — 2012. — С.102-104. (0,2 п.л.)
6. Воеводина М.И. Эстетосфера культуры современного общества:
информационный подход // Культура и общество: история и современность:
материалы II Всероссийской (с международным участием) научно-
практической конференции. — Ставрополь: Издательство «Ветеран». — 2013. —
С. 53-57. (0,4 п.л.)
7. Воеводина М.И. Культура в синергетической парадигме //
Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института" — Ставрополь:
Издательство СКГИ. — 2013. — № 1 (5). — С. 57-60. (0,2 п.л.)
8. Воеводина М.И. Эстетосфера культуры как система эстетических
идей // Социальные и гуманитарные науки: теоретические и прикладные
исследования: сборник научных статей. — Ростов-на-Дону: Издательство
СКНЦ ВШ ЮФУ АПСН. — 2013г. — С. 6-9. (0,2 п.л.)
9. Воеводина М.И. Синергетический подход к пониманию
социокультурных процессов на примере российской системы образования //
«Философское образование». Вестник МЦ по русской философии и культуры
№ 1 (27). — М.: Издательство «Широкий взгляд». — 2013. — С. 88-91. (0,2 п.л.)
10. Колосова О.Ю., Воеводина М.И. Синергетический подход к
пониманию культуры: ценностный аспект // The collection includes material
reports 3rd International Scientific and Practical Conference «Science and Society»
held SCIEURO in London. — 2013. — С. 277-284. (0,4 п.л.)
11. Воеводина М.И. Синергетический подход к пониманию культуры
// КАНТ: научный рецензируемый цитируемый журнал универсальной
тематики № 1 (7). — Ставрополь: Издательство «Ставролит». — 2013. — С. 120-
121. (0,2 п.л.)
12. Воеводина М.И. Трансдисциплинарные формы деятельности в
социокультурной среде образования // Актуальные вопросы модернизации
российского образования: материалы XVII Международной научнопрактической конференции. — Таганрог: Издательство ЦНМ. — 2014. — С. 25-
29. (0,3 п.л.)
13. Воеводина М.И. Эстетосфера как социальная структура //
Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives — «East
West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, Vienna,
Austria. — 2014. — Р. 383-386. (0,3 п.л.)
14. Воеводина М.И. Эстетосфера как социальная структура:
синергетический подход // Научный поиск в современном мире: сборник
материалов V международной научно-практической конференции. —
Махачкала: Издательство «Апробация». — 2014. — С. 240. (0,1 п.л.)
15. Воеводина М.И. Аксиология культуры на современном этапе
развития общества // Теоретические и практические проблемы развития
современной науки: сборник материалов V международной научнопрактической конференции. — Махачкала: Издательство «Апробация». —
2014. — С. 53-54. (0,2 п.л.)
16. Воеводина М.И. Интеграция и дифференциация идеалов в
социально-культурном пространстве // Гуманитарные науки в XXI веке. — М.:
Издательство «Спутник +». — 2014. — № 21. — С. 52-56. (0,3 п.л.)
17. Воеводина М.И. Трансформация эстетики как науки:
культурфилософский анализ // Фундаментальные исследования в
современном мире: материалы международной научно-практической
конференции. — СПб.: Издательство «Стратегия будущего». — 2014. — Т.4. — С.
10-13. (0,2 п.л.)
18. Воеводина М.И. Динамика культурных процессов в рамках
синергетической парадигмы // Инновации в современной науке: Материалы
V Международного симпозиума: сборник научных трудов. — М.:
Издательство «Спутник+». — 2014. — С. 101-102. (0,2 п.л.)
19. Воеводина М.И. Ноосферогенез в отечественных социальнофилософских учениях XX века // Актуальные вопросы современной науки. —
СПб.: Издательство «ФАРМиндекс». — 2014. — С.23. (0,2 п.л.)
20. Воеводина М.И. Эстетосфера как совокупность ценностных
свойств реального мира // КАНТ: научный рецензируемый цитируемый
журнал универсальной тематики. — Ставрополь: Издательство «Ставролит». —
2014. — № 3 (13). — С. 116 — 117. (0,2 п.л.)
21. Воеводина М.И. Феномен социальной культуры в рамках
ноосферной концепции культуры // Культура и общество: история и
современность: материалы III Всероссийской (с международным участием)
научно-практической конференции. — Ставрополь. — 2014. — С. 72-76. (0,3
п.л.)
22. Воеводина М И. Трансдисциплинарное образование:
синергетический подход // The First International conference on development of
pedagogical science in Eurasia Proceedings of the Conference. Vienna, Austria. —
2014. — С. 84-88. (0,4 п.л.)
23. Воеводина М.И. Трансформация символа и знака на стадии
формирования информационного общества // Актуальные проблемы
гуманитарных и естественных наук. — М. — 2014. — № 8-2. — С. 78-80. (0,2 п.л.)
ВОЕВОДИНА Мария Ивановна
ЭСТЕТОСФЕРА ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В НООСФЕРНОЙ КОНЦЕПЦИИ
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата философских наук
Подписано к печати ______________
авторизуйтесь